Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
 

Банкирами не рождаются

30.06.2017
Томские новости областная еженедельная газета, № 26

Ссылка на электронный ресурс: http://tomsk-novosti.ru/nadezhda-kajdash-o-puti-k-rukovodyashhej-dolzhnosti-bankovskoj-srede-regiona-i-professionalizme/

Версия статьи в электронном виде: первая страница, вторая страница.

В банковском секторе дамы-руководители не редкость. Но таких молодых и обаятельных, как Надежда Кайдаш, все же немного. Выпускница Томского государственного университета 2000 года за неполные 17 лет профессиональной биографии (из них 15 – в Томскпромстройбанке) прошла путь от рядового бухгалтера коммерческого предприятия до председателя правления единственного в Томской области регионального банка – ПАО «Томскпромстройбанк». На роду Надежде было написано учить детей, но математический склад ума, помноженный на трудолюбие, увлеченность профессией и стремление во всем «дойти до самой сути» привели Надежду Юрьевну в банкиры. Достигнутый результат – везение, счастливая случайность или закономерность?

Огни большого города

– Надежда Юрьевна, как становятся банкирами? Умение считать деньги у вас наследственное?

– Умение считать – да, но изначально не деньги. Даже те, кто едва знаком с банковской сферой, знают, что банкиры не занимаются исключительно пересчетом наличных денег. Родом я из Колпашева, все мое детство и школьные годы прошли там. И бабушка, и мама посвятили свою жизнь профессии учителя, ее ни тогда, ни особенно сейчас легкой назвать нельзя. Бабушка была учителем математики, мама пошла по ее стопам, стала заслуженным учителем России. «Сердце отдаю детям» – это про них. Многие мамины ученики тоже преподают в школах, причем не только математику. Некоторые из них успели поучить в старших классах и меня. Пожалуй, это говорит в пользу мамы даже больше, чем все ее звания.

Оглядываясь назад, могу сказать, что 2002 год стал особенным, знаковым для нашей семьи: мама получила правительственную награду, а я пришла на работу в Томскпромстройбанк.

– Пример родных на вас повлиял?

– Думаю, да. В первую очередь они во мне воспитали убежденность в том, что любая работа – это труд. Неважно, физический или интеллектуальный, но труд. Что успех не приходит как-то случайно, его нужно добиваться. Чтобы достигнуть результата, нужно потратить время, приложить усилия, порой немалые.

– Был еще какой-то фактор, определивший ваш выбор?

– Возможно, желание жить в большом городе. Томск стал вторым городом в моей жизни. Приехала сюда учиться, окончила экономический факультет ТГУ по специальности «менеджмент». О карьерных высотах тогда не думала. О чем думают вчерашние студенты с дипломом? Найти работу по специальности сразу после окончания – большая удача. Я проходила практику в колпашевском филиале Сбербанка, поэтому, когда меня пригласили на работу в родной город, было очень приятно. Но я отказалась, все-таки решила попробовать реализовать свои знания и совсем небольшой опыт в Томске. Желание профессионально состояться в большом городе победило.

– В Томске сразу попали в банк?

– Нет, конечно. Устроиться работать в банк и тогда было непросто: практически везде были устоявшиеся коллективы и специалисты, которые трудились много лет. Свою карьеру я начинала на коммерческом предприятии бухгалтером. Компания была клиентом одного из филиалов Томскпромстройбанка. Меня как специалиста заметили, пригласили занять должность бухгалтера в банке. Опыт работы в коммерческой сфере мне сильно помог в дальнейшем, и я это очень ценю.

– Переманили…

– Скорее, убедили, что в банке больше стабильности и перспективы. Надежная, серьезная структура, которая предоставляет работникам не только возможности профессионального роста, но и полный социальный пакет.

– А то предприятие еще работает?

– Работает и продолжает оставаться клиентом нашего банка. И предприятие, и его сотрудники активно пользуются нашими продуктами. Нас связывают многолетние партнерские отношения.

– Как дальше складывалась ваша карьера? У силовиков, например, столько-то лет надо отслужить, чтобы получить очередное повышение… А у банкиров?

– У всех по-разному. Согласитесь, даже когда нет никакого жесткого регламента, можно не продвинуться по служебной лестнице ни на шаг. И наоборот. Регламенты здесь мало что определяют. Один из моих первых руководителей, принимая меня на работу, в качестве наставлений говорил: нужно много читать, спрашивать, интересоваться, любить свою работу, то, чем ты занимаешься.

Легко ли было начинать? Начало – это самое непростое и ответственное в любом деле, для меня точно. А потом приходит интерес, желание сделать еще лучше, совсем по-другому, чтобы результат превзошел даже самые смелые ожидания. Особенно в первое время пришлось многое сделать, чтобы пришла уверенность, появился нужный опыт – не без проб и ошибок.

В 2006 году мне впервые доверили руководить кредитным направлением – я стала начальником отдела кредитования филиала №?17 и с тех пор не расстаюсь с этим направлением деятельности банка. В 2009-м я была переведена на работу в головную организацию начальником отдела кредитования отраслевых предприятий управления активных операций. Это было новой ступенью карьеры: большой коллектив, более крупные клиенты, более сложные кредитные сделки. И тогда, и сейчас каждое повышение в должности воспринимаю в первую очередь как достойную оценку своего труда и вклада в общее дело, принимая еще большую зону ответственности, ставя новые задачи и цели.

– Что входило в ваши обязанности?

– Организация работы по оформлению и сопровождению кредитных сделок юридических лиц, контроль кредитных рисков, координация работы по погашению проблемной задолженности, составление финансовой отчетности, налоговых регистров.

– Следующее повышение, судя по справке на официальном сайте банка, не заставило себя долго ждать.

– Я бы сказала так: этот промежуток времени, несмотря на то что был коротким, стал одним из самых ответственных и напряженных. Я не сторонник повышения в должности авансом или исключительно за то, что отработан значительный срок в одной организации. Главное не в том, сколько прошло лет или дней с даты последнего повышения, а что за это время реально сделано. Действительно, в начале 2012-го, сразу после новогодних каникул, я заняла должность начальника управления активных операций банка. К этому времени я уже завершила обучение в ТГУ по Президентской программе подготовки управленческих кадров по специальности «ведение профессиональной деятельности в сфере финансового менеджмента». В должности начальника управления занималась организацией и координацией работы по кредитованию, оказанием методологической помощи структурным подразделениям банка. С октября 2014-го стала заместителем председателя правления. Курировала деятельность по кредитованию, валютные операции, информационную безопасность. С сентября 2016-го исполняла обязанности председателя правления банка.

Масштаб ответственности

– С 16 февраля этого года вы председатель правления ПАО «Томскпромстройбанк». Прошли уже первые 100 дней в кресле первого руководителя. Насколько по-разному видится работа, банк с точки зрения первого лица и заместителя?

– Для меня самое главное – отличие в масштабах. В первую очередь в масштабах ответственности. Руководитель отвечает если не за все, то за многое. Он для того и поставлен, чтобы понимать, как одни звенья стыкуются с другими, какие подразделения идут вперед, а какие тормозят. Он видит картинку в целом, и в конечном итоге от него зависит ее интерпретация. Мы привыкли смотреть на ситуацию под определенным углом. Может, пришла пора взглянуть на нее по-другому? Конечно, все это решается не в одиночку, а в диалоге с сотрудниками, с руководителями подразделений, с членами правления.

– Пришла пора крутых перемен?

– Все знают, что ломать – не строить. Наш банк успешно работает уже 25 лет. Это надежная и жизнеспособная финансовая организация, оперативно реагирующая на изменения. В этом большая заслуга предыдущих руководителей. Банковская система страны постоянно меняется. В мае президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании в России трехуровневой банковской системы. С 1 января 2018 года минимальный размер капитала для банков с универсальной лицензией будет установлен в размере 1 миллиарда рублей, для банков с базовой лицензией он не меняется – 300 миллионов рублей. Процедуры, связанные с увеличением размера капитала банка с универсальной лицензией, должны быть завершены к 1 января 2019 года.

Томскпромстройбанк имеет генеральную лицензию на осуществление всех видов банковских операций с 1993 года. В наших планах – остаться верными традиции и продолжить работу в качестве банка с универсальной лицензией. В настоящий момент, по мнению зампреда Банка России Василия Поздышева, мы вошли в число 29 банков, имеющих реальные шансы сохранить универсальную лицензию и вместе с нею право предоставлять весь спектр банковских услуг.

– Это реальная задача?

– Абсолютно. Уже к концу 2017 года мы планируем этого рубежа по капиталу достичь.

– В ранге руководителя банка вам уже приходилось принимать трудные решения?

– Сомневаюсь, что кому-то из руководителей приходится принимать легкие решения. С учетом усиления регулирования со стороны Центрального банка любое наше решение становится архиважным и должно приниматься максимально взвешенно. И делается это ежедневно. В 2016 году у российских банков отозвано рекордное число лицензий – 112. Наша главная задача сегодня – укрепление финансовой устойчивости и позитивной деловой репутации.

– Почему иметь универсальную лицензию так важно?

– Для обычного клиента, в общем-то, не меняется ничего. Тот, кто пользуется стандартным набором услуг, перемен и не заметит. Тем не менее возможности банка с базовой лицензией уже будут ограничены. Это примерно так же, как с магазином – приходите вы в супермаркет или магазин шаговой доступности. Если вам нужна булка хлеба – разницы особой нет, но если больше – возникает вопрос. Есть такие клиенты, для кого важен статус. Как подтверждение, что он обслуживается в серьезном финансовом учреждении.

– То есть в условиях, как говорит наш глава региона, финансовой непогоды Томскпромстройбанк наращивает объемы?

– Наша цель – расти и развиваться, поэтому даже в условиях непогоды основные задачи и финансовые планы никто не отменял. Непогода ведь тоже бывает разной. Каждый, кто держит приусадебный участок, знает, что лето у нас короткое. Но все равно надо посадить, вырастить и убрать. И мы понимаем, что в условиях существующей конкуренции на рынке банковских услуг нам придется сложнее: зарабатывать, удерживать, привлекать. Но мы обязаны и будем это делать.

Инициатива ненаказуема

– Судя по тому, как вы рассказываете о своей работе, банк для вас – не просто место службы. Вы, Надежда Юрьевна, счастливый человек, потому что любите свою работу как мало кто ее любит!

– Это действительно так, работа в этом банке – большая часть моей жизни, именно с ней связаны мои главные достижения и успехи, а вот с тем, что мало кто любит свою работу в Томскпромстройбанке, я не соглашусь. В нашем коллективе много сотрудников, для которых работа – это гораздо больше, чем прийти, отработать положенное количество часов и уйти домой. Корпоративная идентичность, преданность делу, дело всей жизни – назвать можно по-разному. Есть сотрудники, работающие у нас со дня основания банка. У них все записи в трудовой книжке связаны исключительно с продвижением по службе. Это дорогого стоит и для них, и для нас. Но при этом мы делаем ставку и на молодежь – тех, кто работает с самоотдачей, кому интересно то, что они делают, кто имеет здоровые амбиции.

– В чем выражается самоотдача у банковского работника? Ну сидит человек в окошке…

– Сидеть ведь можно по-разному. Клиентов можно принимать по-разному. Работу свою делать по-разному. Кто-то выполняет быстро и с удовольствием. Кто-то – медленно и с раздражением. В формате «извините, у меня через пять минут рабочий день закончится, приходите завтра» мы не работаем. Безусловно, у каждого много задач, но нужно и уметь общаться, и слышать клиента, и помогать, если надо, коллеге.

– Вы поощряете сверхурочную работу?

– Наоборот, я сторонник того, чтобы максимум работы исполнялось в рабочее время. Сверхурочные – исключение из правил.

– У банка хорошая репутация, так что новые кадры вам, наверное, найти несложно?

– Желающих много, но мы предъявляем достаточно серьезные требования к кандидатам. Каждый человек в нашем коллективе – не просто исполнитель с узким кругом обязанностей. Нет. Практически каждый сотрудник самостоятельно принимает решения – кто-то больше, кто-то меньше. Мы меньше всего заинтересованы в специалистах, работающих по принципу «скажите, как я должен сделать?», чаще отдаем предпочтение инициативным. Наша стратегия – не только доверять человеку, но и спросить с него. Для болеющего за дело сотрудника важно чувствовать свою значимость и причастность к жизни коллектива и общему делу.

– У вас большой коллектив?

– В головной организации и семи филиалах в Томской области работает около четырехсот человек.

– И что, не бывает ошибок?

– Стараемся уже на стадии собеседования выяснить максимально точно, подходит нам человек или нет. Кандидаты, конечно, разные, но есть особенные случаи. Однажды пришла на собеседование молодая девушка. Достаточно хорошо себя проявила в беседе, и вот мы задаем, казалось бы, дежурный вопрос: «Вы по образованию не экономист, не думали о получении экономического образования?» А она в ответ: «Вам нужен диплом? Да хоть завтра!» Решение мы принимаем коллегиально, и мое мнение после ее ответа на этот вопрос было: «Нет!»

– Что вас больше всего смутило? Готовность к обману?

– Нет, в выборе между «быть профессионалом» или «казаться профессионалом» однозначно выбираю «быть». Человек считает, что знания как таковые ничего не стоят, не являются ценностью, а образование – простая формальность. Я скорее ожидала услышать что-то вроде «у меня, к сожалению, сейчас нет возможности учиться, но понимаю, что это необходимо». Кстати, сейчас очень многие кандидаты нам задают вопрос о текучести кадров или по какой причине образовалась вакансия, большинство из них хотят работать не только в хорошей организации, но и в стабильном, слаженном коллективе.

– Любопытно. Вообще-то нынешняя молодежь просто обожает получать второе, пятое, 25-е образование…

– Да, это был действительно единственный случай, но запомнился. Лично я не воспринимаю дипломы и сертификаты курсов повышения квалификации сами по себе, в отрыве от опыта и практики реализации. Если во время обучения или после человек никак себя не проявил, не искал или не нашел применения своим знаниям и не планирует этого делать – это просто бумага, не имеющая ценности. Второе высшее образование я получала по Президентской программе подготовки управленческих кадров. Это был достаточно напряженный труд, с одной стороны, и новые знания, разные точки зрения, интересные люди – с другой. Обучение оставило не только очень хорошее впечатление, но и много полезных и дружеских связей. Различные курсы повышения квалификации в жизни руководителей и специалистов нашего банка непременно присутствуют. Это необходимое условие развития.

– То есть «ученье – свет» по определению?

– Вполне разделяю эту точку зрения, если обучение не сводится исключительно к коллекционированию дипломов и документов о прохождении очередных курсов.

Лучший учитель

– Как минимум со времен Максима Горького, написавшего «Мои университеты», принято считать, что лучший учитель – это жизнь. Чему вы учитесь у своих клиентов? Кто сегодня ваш клиент?

– Соглашусь с высказыванием великого писателя – среди нас немало тех, кто многим вещам учится исключительно на собственном опыте. Ежедневная работа с клиентами, общение в коллективе – бесценный кладезь этого опыта. Сегодня мы ориентируемся на разные категории клиентов – заемщиков, вкладчиков. В ресурсной базе на сегодняшний день преобладает доля физических лиц. Объем вкладов уже превышает 5,5 миллиарда рублей. Для регионального банка это очень большая и серьезная цифра. Кроме того, она, как никакая другая, отражает доверие к нам людей, востребованность наших продуктов, их конкурентоспособность.

– А кредиты?

– Соотношение в кредитном портфеле 50 на 50, но акцент с середины прошлого года смещается в сторону юридических лиц. У нас нет исключительных предпочтений в пользу одних отраслей бизнеса и заградительных барьеров по отношению к другим, мы готовы к сотрудничеству со всеми, кто к нам обращается.

– Это в основном постоянные клиенты?

– И постоянные клиенты, и новые. Среди новичков много представителей как среднего, так и малого бизнеса. Мы достаточно активно поддерживаем начинающий бизнес, небольшие предприятия, создающие новые рабочие места в разных отраслях экономики. К примеру, мусоропереработка, прачечные, образовательные учреждения… эти клиенты нам интересны, раньше таких не было. Вместе с ними узнаем особенности их бизнеса – учимся, развиваемся. Есть много заемщиков, пришедших, что особо приятно, по рекомендации тех, кто у нас уже обслуживается.

Для клиентов особенно значимым становится фактор времени. При всей своей важности вопрос платы за ресурсы отходит на второй план. Важна оперативность принятия решений! И мы стремимся работать, максимально экономя время клиентов. В нашей «Книге юбилейных поздравлений», посвященной 25-летию банка, один из бизнесменов написал: «Томскпромстройбанк – чуткий и четкий банк».

– То есть малому бизнесу достаточно просто иметь с вами дело?

– Да, в том случае если у самого клиента есть четкое понимание бизнеса. К сожалению, это бывает не всегда. Порой даже первый руководитель не может объяснить, каким бизнесом занимается или намерена заниматься его компания. И наоборот, очень ярко выделяется другая категория – те, у кого все продумано, просчитано, даже выстрадано. В нашем банке это в первую очередь сельхозпроизводители. Люди, живущие своим бизнесом, болеющие за него, заражают и заряжают созидательной энергией. С такими приятно общаться, участвовать в развитии их бизнеса, быть достойным финансовым партнером.

– А вот инновационный бизнес, стартапы – такие ребята к вам тоже приходят?

– Приходят, есть ряд предприятий, уже достаточно известных. В частности, компании, занимающиеся разработкой новых медицинских препаратов, мы их активно поддерживаем на протяжении многих лет. И гордимся, что они сегодня выбирают нас.

– Когда компании к вам приходят, они уже являются такими презентабельными?

– Не всегда. Понятия презентабельности, узнаваемости, деловой репутации значимы не так давно, но уже стали неотъемлемой частью деловых отношений. Особенно ценим отношения и гордимся теми клиентами, которые вместе с нами росли, развивались, когда-то были маленькими, никому не известными, начинающими с нуля. А сегодня – серьезные игроки, устойчивые на рынке, имеющие перспективы. Таких клиентов достаточно много, и, надеюсь, мы будем вместе еще долгое время.

– Пожелаем им и вам успехов, а на случай очередных непогод… пусть ветер будет попутным!

– Уверена, так и будет.